Еще один интересный обзор по установке пневмобаллонов BlackStone S на семейный минивен Ситроен Пикассо C3, который мы нашли на сайте Drive2.ru. Вопросы по эксплуатации и установке можно задать по ссылкам, которые располагаются в конце обзора.
Часть 1. Мысли автора
Как впервые посмотрел со стороны на нашу машину под более-менее существенной нагрузкой — стало ясно, что с этим надо что-то делать. Достаточно посадить пару взрослых пассажиров сзади, чтобы колёса полезли в арки.
При трёх пассажирах и минимальном багаже в багажнике — становится страшно за машину при взгляде на неё, выглядит так будто в машине явно что-то сломалось. И дело не в состоянии пружин, они не "устали", они такие на абсолютно новой машине. При некотором багаже/одном пассажире впереди — всё в порядке с задней подвеской; а при увеличении нагрузки на заднюю ось — проседают очень сильно.
Тому, кто сам хоть раз проехался под существенной нагрузкой, нюансы объяснять не надо — прямо в дороге с задних сидений всё расскажут. Как-то раз понадобилось нам (на буквально новой машине) отвезти в посёлке пару человек из администрации до участка, по среднего уровня сельской дороге. Старался конечно ехать аккуратно, но через пару минут с заднего сиденья прозвучало "экспертное заключение" от человека, который только что с интересом усаживался в машину : — "У вас стойки 'мёртвые'". И ведь возразить то селянину особо нечего! Не станешь же серьёзно объяснять ему, что это он на самом деле на отбойниках едет.
В общем то, достаточно раз попробовать, и уже не нужны будут дальнейшие примеры.
Варианты
Из трёх вариантов решения проблемы:
* Усиленные пружины
* Вставки в пружины (баферы)
* Пневмобаллоны внутрь пружин
— нужен такой, чтобы, решая проблему — с одной стороны, не менял работу задней подвески в отсутствие серьёзной нагрузки. Ну а с другой стороны, чтобы вариант был надёжный.
В первую очередь, для меня отпадает второй вариант, именно потому что бафер, засунутый в пружину — будет менять работу задней подвески во всех режимах. А мне абсолютно не нужно делать подвеску жёстче в ежедневной эксплуатации. Я наоборот, 15-е колеса поставил, чтобы помягче было.
С точки зрения надёжности, в случае лопанья под сильной нагрузкой пружины с исключённым из работы витком — вы можете дальше уже никуда сами просто не поехать.
Чисто функционально, третий вариант (пневмобаллоны) выглядит наиболее эффективным. Даже при постоянном уровне давления, если этот уровень подобрать не избыточным и не менять начальную высоту подвески, пневмоподушка не должна существенно менять жёсткость пружины при минимальной нагрузке. А при сжатии пружины, пневмоподпор, обладая существенной прогрессивной характеристикой жёсткости, должен существенно снизить просадку пружины под нагрузкой, и выравнять жёсткость. А если ещё не лень будет поменять давление в баллонах под нагрузкой — тогда универсальность решения становится ещё больше.
С точки зрения надёжности, совать резиновый шарик, непонятного состава материала и технологии изготовления, в пружину — достаточно неоднозначное решение. С другой стороны, в случае лопанья пневмобаллона, ситуация просто вернётся к тому, с чего начинали — и дальше поедете уже просто на родных пружинах с их стандартным поведением.
Первый вариант, усиленные пружины — по надёжности самый лучший и технологически самый правильный.
Но по параметру повседневной эксплуатации — сплошной минус — без нагрузки повлияет на подвеску в той же степени, что и под нагрузкой. Тем не менее, технически этот вариант настолько совершеннее резиновых шариков в пружину, что для начала выбрал именно его.
Усиленные пружины
И тут есть два варианта пружин на заднюю ось: стандартные 5102.AP и альтернативные 5102.CS.
Разбор каталога по разным комплектациям однозначного ответа не даёт, слишком много вариантов сочетаний различных опций, использующих тот или иной вариант пружин.
При попытке поиска в сети, тут и там проскакивают невнятные ссылки на пружины 5102.CS как на более жёсткие.
А сервис Ситроена от таких вопросов про жёсткость этих двух вариантов пружин — просто в ступор впал. Информацией не обладают, просто представления об этом не имеют.
И, в общем-то, единственная конкретная информация про пружины 5102.CS — здесь, от пользователя 136region.
В результате совместного выяснения этого вопроса с 136region, удалось установить следующее. Он брал пружины взамен изношенных. То есть у него ситуация была хуже, и он её покупкой новых пружин улучшил; задачу которую он себе ставил — он покупкой тех пружин решил, к тому же они ему где-то подвернулись по цене родных пружин. Новые 5102.CS вместо изношенных 5102.AP улучшили работу подвески. От новых 5102.AP они не отличаются.
Здесь 136region реально помог разобраться с этим вариантом. Уже был присмотрен комплект пружин 5102.CS из Англии за хотя бы отдалённо адекватные деньги (то есть по цене нескольких комплектов аналогов родных пружин), которые ещё через посредника надо было тащить. Это вышел бы муторный и недешёвый эксперимент, с нулевым результатом. И тут практический опыт 136regionоказался единственным реальным источником, который позволил разобраться в истинном положении вещей с этими пружинами. А далеко не каждый стал бы разбираться; при поиске информации по этим пружинам в сети — попадались сообщения на форумах, где просто утверждается что эти пружины "усиленные", безо всякого обоснования.
Пневмобаллоны
Остался 3-й вариант, пневмоподушки в пружины. Этот вариант вообще есть потому, что конструкция нашей подвески его допускает — пружины отдельно от амортизаторов.
Конкретно по установке на нашу машину, нашёл один отзыв на форуме, с абсолютно негативным результатом — как человек поставил пневмобаллоны, они лопнули, он их выкинул.
Конкретная модель подушек, которые человек там ставил, отличается от тех, которые рассматриваю (BlackStone); конструкция та же.
На вопрос о деталях, как были установлены, как эксплуатировались, в каком месте лопнули — человек ответил просто — они лопнули. Ну хоть так ответил.
Производитель на предложение прокомментировать тот результат — ответил так, что на его взгляд это либо неправильная установка (упирание в выступающие части подвески и перекос), либо неправильная эксплуатация (потеря давления ниже 0.1 атм).
В общем-то, вот такой пример, какой есть.
Дальше, ещё пример на форуме по Ситроенам (установка вроде на Берлинго была). Человек поставил пневмоподушки (вроде той же модели, что и в первом примере), они у него лопнули, и он там бучу поднял.
Дальше в той теме вроде как другие пробовали и таких же жалоб не было.
Вариант с пневмобаллонами, конечно, неоднозначный. Пробовать наверное можно — если сразу считать эти деньги — потраченными. И посмотреть, что из этого выйдет.
Название латиницей для пневмоподушек производитель BlackStone конечно странное выбрал. По английски "BS" это прежде всего "УГ". Например, как если бы производитель FireStone заходил на российский рынок, и решил бы назваться "УГ". Ну, понятно, УГ — потому что УльтрафиолетоваяГлыба. Представляется диалог каких-нибудь американцев, после продвижения подушек на международные рынки:
— Would you install some BS on your car?
— WTF?
Очередная поездка с пассажирами и багажом, в Горный Алтай, вновь наглядно обозначила проблему. В общем, принял решение — потрачу деньги на эти подушки, и посмотрю, что из этого выйдет.
Заполучить комплект пневмоподушек оказалось отдельным квестом. Временами складывалось так, будто прям судьба подсказывает — откажись от этой затеи) Достаточно сказать, что по времени прошёл не один месяц, пока комплект к установке был получен. Но вот комплект пневмобаллонов в наличии, буду ставить.
Часть 2
Как уже упоминалось в предыдущей заметке, пневмобаллоны я буду ставить для поддержания уровня задней подвески под нагрузкой. Для изменения этого уровня без нагрузки я их не буду использовать; так же, как мне не нужно, чтобы менялась и жёсткость задней подвески в ежедневной эксплуатации, без излишней нагрузки на заднюю ось. Поэтому поднимать заднюю подвеску изначально завышенным давлением в баллонах я не буду. Для выставления начального уровня подвески я уже использовал проставки, а в пневмоподушках давление должно быть таким, чтобы на повседневную эксплуатацию они не оказывали существенного влияния, а включались в работу при увеличенной нагрузке на заднюю ось, поддерживая подвеску, компенсируя её просаживание и выравнивая жёсткость.
Производитель подушек указывает две возможные причины выхода "изделия" из строя — давление за пределами рабочего диапазона; и выступающие части подвески, в которые упирается подушка.
Для того, чтобы исключить возможность обеих указанных причин, ставлю с обеих сторон подушки — специальные отбойники от производителя, в качестве торцевых упоров; подбирая их высоту таким образом, чтобы в нижней части рабочего диапазона давления, подушка как раз заполнила расстояние между ними, не поднимая подвеску.
С учётом торцевого расположения вентиля, а также того, что эти упоры надо совместить с установленными проставками над пружиной — получаются в итоге вот такие изделия, собранные из нескольких комплектов фирменных отбойников и проставок.
Конечно, просто засунуть подушку внутрь пружины было бы гораздо проще. Но так, как сделано — заведомо будет ясно, что все допускаемые производителем пневмобаллонов причины их выхода из строя (не по вине самих подушек) — исключены.
Пневмоподушки под давлением ~1.2атм:
Дальше — комплектные фитинги под обжимную гайку. Вот с этим у производителя удалось. Для интереса показал эти фитинги представителям Camozzi, те удивились, но надо сказать, что попытались сориентироваться — предложили похожие по функционалу фитинги, которые у них на данный момент только в проекте, ещё не добавлены в каталоги. Предоставили чертежи, и предложили изготовить. Но тот проект фитингов был немного другой конструкции, под обжимку; а здесь всё таки под обжимную гайку. Так что с фитингами к своим комплектам подушек, производитель BlackStone справился на уровне (про материал уплотнителей ничего утверждать нельзя).
Единственное, что можно добавить — это гайка с защитной пружиной, для баллонных фитингов — благо, все размеры фитингов BlackStone производитель "унифицировал" с фитингами Camozzi, гайка подойдёт.
А вот трубка в комплект к этим фитингам приложена непонятная. Марка полиамида не указана, трубка очень жёсткая, температурный режим не ясен. В сравнении с ней, трубка TRN-NX из полиамида PA12-X, с пониженным до -50°С! диапазоном рабочих температур — оказалась гораздо мягче и эластичнее, радиус изгиба меньше в разы. Так что трубку взял Camozzi, а отрезок из комплекта BlackStone остался без дела.
Часть 3
Устанавливать пневмоподушки был расчёт по максимуму в заводском виде — с минимальными внешними проявлениями.
В предыдущей заметке были показаны упоры, подготовленные для установки пневмобаллонов.
Для установки пневподушек в пружины, упоры были поставлены и закреплены с обеих сторон.
Шланг подкачки проведён от верхнего упора по внутренней поверхности арки колеса к порогу.
Вентиль подкачки установлен в нише порога рядом с аркой колеса.
Сюда же, в арку колеса у порога, к вентилю подкачки, будет в перспективе заходить пневмолиния на тройник — если пневмоподушки в ходе эксплуатации покажут, что это целесообразно.
Пневмоподушка ставится в пружину довольно свободно.
После установки пыльника арки на место — никаких внешних проявлений установки на виду не остаётся.
Остаются только пневмобаллон в пружине и вентиль подкачки в нише порога рядом с колесом.
После постановки машины на колёса, подушка без давления становится в пружине с зазорами по вертикали и по горизонтали порядка 3см.
Дальше — подбор давления через вентиль подкачки.